?

Log in

Неприятная история про авторское право и пиратство - Таверна "У Вита"
Декабрь 7, 2016
02:14 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Неприятная история про авторское право и пиратство
Есть у меня фэнтезийный роман «Около кота», написанный в 2011 году. Я предлагал его в АСТ и ЭКСМО, но там не взяли, поскольку нестандарт, не вписывался в существующие на тот момент серии. Что ж, ну не судьба. Выкладывать его в общий доступ я, однако же, не стал, поскольку мало ли как потом сложится... вдруг всё-таки удастся его издать на бумаге.

А пока суд да дело, я отдал этот роман в магазин православных электронных книг «Ничего.ру», который создал мой хороший знакомый Дмитрий Семеник. «Около кота» там ни шатко ни валко продаётся и по сей день.

Это была преамбула, а теперь будет амбула. Кто-то купил там роман, изменил в файле название на «Тайна аптекаря и его кота» — и в таком виде распространил по пиратским библиотекам. Впервые я узнал об этом в октябре, когда обнаружил, что в сетевой библиотеке «Литмир» мой роман фигурирует под изменённым названием. Естественно, я тут же написал жалобу администрации библиотеки. То, что я автор, подтвердил ссылкой на «Около кота», продающегося на «Ничего.ру». Надо сказать, администрация отреагировала: закрыли возможность скачать роман. Мне, конечно, хотелось большего — чтобы вообще убрали ссылку на это дурацкое название, но я не понимаю, как это сделать: там же вообще нет мейла для обратной связи, а только форма, в которой заполняются позиции: имя автора, ссылка на незаконно размещённое произведение, ссылка на законно размещённое.

И вот совсем недавно друзья сообщили мне, что «Около кота», с тем же изменённым названием «Тайна аптекаря и его кота» размещено в интернет-библиотеке «NemaloKnig.info». Там, в отличие от Литмира, есть мейл для претензий, info@nemaloknig.info. Я написал туда такое письмо:

Доброго времени суток!

На вашем сайте размещён мой роман "Около кота" под названием "Тайна аптекаря и его кота". Вот ссылка: http://nemaloknig.info/book-295666.html
Я не давал вам разрешения на его публикацию и уж тем более на изменение названия. Напоминаю, что название произведения является его неотъемлемой частью и охраняется законом об авторском праве.
Роман "Около кота" не издавался на бумаге, но легально продаётся в интернет-магазине "Ничего.ру", с которым у меня заключён договор.
http://nichego.ru/poleznye_knigi/show/okolo-kota

Требую снять не только ссылку на скачивание, но и вообще любое упоминание об "Аптекаре и его коте". Можете поставить ссылку на "Около кота" в магазине Ничего.ру.



Сегодня я получил от администрации библиотеки такой ответ:

Добрый день!
К сожалению, вынуждены констатировать, что предоставленная Вами информация не позволяет идентифицировать Вас, как правообладателя или Автора.
Название, жанр и прочие атрибуты извлекаются непосредственно из fb2-файла, и нами не правятся никогда и ни при каких условиях.
К сожалению, мы не читали Ваш роман "Около кота" и не можем сопоставить его с текстом, размещённым по адресу http://nemaloknig.info/book-295666.html
Название действительно сильно отличается.
Мы понимаем Ваше возмущение, но пожалуйста, поймите и нас: путь для позитивного и оперативного разрешения проблемы описан здесь: http://nemaloknig.info/copyright.html

Спасибо за Ваше обращение!


Что получается в сухом остатке: существует лазейка, позволяющая пиратам игнорировать законные требования авторов об изъятии их произведений из открытого доступа. Достаточно всего лишь поменять название — и автору приходится доказывать, что он не верблюд, что под другим названием у пиратов размещён именно его текст.
А как это доказать? Если книга вышла на бумаге, то отсканировать обложку, выходные данные и несколько начальных страниц текста. Если книга легально продаётся в электронном виде и соответствующий сервис (например, Литрес.ру) позволяет свободно прочитать достаточно крупный фрагмент текста — да, ссылка на этот фрагмент может, наверное, послужить доказательством. Но как быть в тех случаях, когда текст присутствует в сети в закрытом режиме, то есть чтобы его прочитать, его сперва нужно оплатить? На Ничего.ру именно так, там нет фрагментов, а есть лишь краткие аннотации.

Вот и получается, что у меня нет никаких возможностей добиться от «Немалокниг», чтобы они считались с моими правами. Они же не станут покупать за 149 рублей книгу на «Ничего.ру», а если я им пришлю файл с правильным названием, то скажут, будто я скачал текст с их ресурса и просто это название заменил.
Чудесная лазейка. К тому же она препятствует авторам проверять, не находятся ли их произведения где-то у пиратов. В поисковиках же, как правило, забивают именно название, а не какие-то строки из текста книги.

Поясню, почему вообще меня эта ситуация так задела. Материального интереса нет никакого. Да, за покупки книг на «Ничего.ру» мне капает крошечная копеечка, но она такая крошечная, что заметна лишь под микроскопом. И уж точно люди, скачивающие мои книги у пиратов, не ходят в магазин «Ничего.ру».

Но мне обидно. Кто-то вот так взял и лёгким движением руки изменил название моей книги. Название «Тайна аптекаря и его кота» — примитивное, пошлое, я бы никогда свой роман так не назвал. А ведь и хуже могло быть. Какие-нибудь «Кровавые кишки смердящего трупа», например. И такое может случиться и со мной, и с другими авторами. И кстати, что мешает таким вот деятелям менять и содержание книг? Ведь претензии предъявить некому, деятели анонимны, а содержатели интернет-библиотек не несут никакой ответственности за содержание размещённых книг. Ну, за исключением уголовной ответственности за пропаганду всякого там экстремизма и проч. А если экстремизма не будет — то искаженный, изуродованный текст так и будет висеть. Привлечь за нарушение авторских прав некого. Не говорю уж о том, что как нечего делать можно приписывать одним писателям авторство книг других писателей. Это не просто обидно, а даже и опасно, потому что можно оказаться крайним. Представьте ситуацию, когда на пиратском ресурсе размещена книга, содержащая экстремизм/мракобесие/педофилию, и именно Вы будете обозначены ее автором. И вами заинтересуются органы. Потом, может, и разберутся, но сколько будет вымотано нервов...

Я никогда не был фанатичным защитником копирайта, никогда не считал пиратов исчадием ада, вообще старался как-то жить вне этой борьбы копирайта/копилефта. Но вот возникла ситуация, в которой я ощутил свою беспомощность и беззащитность. Грань между борцами за «свободу информации» и борцами за право искажать информацию стирается.

Редко обращаюсь с просьбами о перепосте — но сейчас прошу своих читателей максимально распространить информацию. Эта проблема ведь не только моя, это с любым автором может случиться. Пусть страна узнает своих героев.

Апдейт: завершение истории. Получил только что от них письмо.


Добрый день!
Нет, было сказано совершенно иное. А именно: ввиду того, что мы не читали "Около кота", мы никак не можем сопоставить ему текст, размещённый по адресу http://nemaloknig.info/book-295666.html
Ничего.ру тоже вряд ли что-то внятное скажет, гораздо проще поверить Вам на слово.
http://nemaloknig.info/book-295666.html (Тайна аптекаря и его кота) удалена
Это всё, что мы можем сделать.
Спасибо за Ваше обращение!

Tags: ,

(22 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:ringlin
Date:Декабрь 7, 2016 11:35 am
(Link)
Это не ваша проблема, что они не читали вашу книгу. Должны прочитать.

Прокуратура сейчас принимает жалобы довольно оперативно :)
[User Picture]
From:congregatio
Date:Декабрь 7, 2016 11:43 am
(Link)
Все, что могу посоветовать - попробовать написать в прокуратуру. Ходить туда не обязательно, у них есть виртуальная приемная. http://www.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/
[User Picture]
From:lizardian
Date:Декабрь 7, 2016 11:54 am
(Link)
Во всех случаях, когда участники не хотят соглашаться полюбовно, надо идти в суд.
Если этот г-носайтик, обвешанный рекламой, заблокирует Роскомнадзор, я думаю, никто из нормальных людей не пострадает, только культурный уровень интернета возрастет.
[User Picture]
From:ptitsarukh
Date:Декабрь 7, 2016 12:09 pm
(Link)
Проблема, как показывает поверхностный поиск, гораздо шире: https://www.google.ru/?gws_rd=ssl#newwindow=1&q=%C2%AB%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8F+%D0%B8+%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B0%C2%BB
На запрос "тайна аптекаря и его кота" гугл выдаёт 62.700 ссылок.
(Там не вся выдача именно на роман, но в общем не мало.)

Edited at 2016-12-07 12:10 (UTC)
[User Picture]
From:vitaly_kaplan
Date:Декабрь 7, 2016 12:49 pm
(Link)
Да, я знаю. Думаю, некто скачал роман с "Ничего.ру", заменил название и разослал в пиратские библиотеки. Теперь уже ничего не поделать.
[User Picture]
From:Федор Хруст
Date:Декабрь 7, 2016 12:53 pm
(Link)
Доброго дня!
Немного дополнительной информации.
Если проверить пиратский сайт по айпи, то на одном сервере находятся всего два сайта:
1 http://nemaloknig.info
2 http://www.sitelama.com

На втором сайте содержится информация от автора:

Разработка сайтов, веб-программирование, сайт под ключ
http://www.free-lance.ru/users/BomzMcGivi/
• Информация
• Портфолио
email: info@sitelama.com


Переходим по ссылке и видим профиль некого фрилансера Вадима Сосновского из Минска, который занимается программированием.
Идем на пиратский сайт, там есть указание на их группу Вконтакте
https://vk.com/club71105073
Админы группы некие дамы:

Лилия Фляменг https://vk.com/id5310915
Даша Езерская https://vk.com/id12165290

Заходим на профиль к Лилии Фляменг и у нее в друзьях находим некого Вадима Сосновского из Минска
https://vk.com/sitelama
И остальных его родственников через профиль.

Сам сайт хостится во Франции, домены куплены на www.godaddy.com, потому суд тут не поможет, все забугорное. Но хотя бы можно полюбоваться на героев :)
[User Picture]
From:vitaly_kaplan
Date:Декабрь 7, 2016 01:04 pm
(Link)
Спасибо! Это полезная информация.
[User Picture]
From:pascendi
Date:Декабрь 7, 2016 01:22 pm
(Link)
Владельцу хостинга можно отправить жалобу, особенно при наличии решения суда.
Как раз забугорные товарищи очень на это реагируют.
[User Picture]
From:akula_dolly
Date:Декабрь 7, 2016 01:42 pm
(Link)
На флибусте тоже выложено (правильное название там дано в скобках): http://proxy.flibusta.is/b/421577/read
[User Picture]
From:chlord
Date:Декабрь 7, 2016 01:47 pm
(Link)
Я таки думаю, что стОит написать Олегу Колесникову.
http://magister-.livejournal.com/
[User Picture]
From:vitaly_kaplan
Date:Декабрь 8, 2016 07:40 am
(Link)
С Олегом я в первую очередь посоветовался.
[User Picture]
From:chlord
Date:Декабрь 8, 2016 07:42 am
(Link)
Да, я знаю, он мне тоже отписался :)
[User Picture]
From:yoschi
Date:Декабрь 7, 2016 08:19 pm
(Link)
Это у вас ещё на «Ничего.ру» размещено. Хоть как-то что-то можно доказать. А что делать тем, у кого текст нигде не размещён? Просто каким-то путём утёк в интернеты.
[User Picture]
From:vitaly_kaplan
Date:Декабрь 8, 2016 07:55 am
(Link)
А, так это само собой. Вполне такое вполне возможно. Такое бывает. Обычно автор пишет текст, но выкладывать в сеть не решается, поскольку это ухудшает шансы издать на бумаге. Решил, однако же, поделился файликом с близкими друзьями... а у близких друзей тоже есть близкие друзья... и в итоге файл оказывается в свободном доступе. Как доказать своё авторство в таком случае? А никак, в большинстве случаев. Предположим, человек показывал свой текст каким-то известным людям, чьё слово что-то весит внутри литературного сообщества. Ладно, а если у него таких знакомых нет? А если он вообще никому неизвестен? Ничего тогда не поделать.

...А теперь выпишите первые буквы предложений предыдущего абзаца. Получится "АВТОР КАПЛАН". Вот только так, с помощью самого текста, и можно доказать, что ты не верблюд. Причём можно использовать более сложные способы кодировки, совсем не бросающиеся в глаза.


[User Picture]
From:kuzia_aka_zmey
Date:Декабрь 9, 2016 01:17 pm
(Link)
А что вы хотели?
Не пираты начали эту войну, но страдать будут обе стороны.
Не трогали бы свободное распространение, можно было бы договариваться. А раз пошли блокировки, то естественно что теперь сотрудничать с авторами народ будет максимально неохотно.

Ссылочку чуть себе не сохранил, но после апдейта нет смысла -- библиотека бесполезна на будущее.

Удачи вам удалять 62 тысячи ссылок.
[User Picture]
From:ptizagalka
Date:Декабрь 18, 2016 10:23 am
(Link)
Здравствуйте!
Если бы не эта, несомненно неприятная, история, я бы, наверное, на вашу книжку никогда не натолкнулась - отзывов нигде нет, внятных описаний нет. Зацепилась за название и первые странички на флибусте: стиль пошёл, язык пошёл, надо брать))
Короче: прочитала. Понравилось. Очень понравилось :) Хотела пойти и честно заплатить в магазинчике, а что-то кнопка "купить" не работает.
В общем, конечная цель этого каммента следующая: куда вам можно денег дать?
[User Picture]
From:vitaly_kaplan
Date:Декабрь 19, 2016 01:07 pm
(Link)
Подождите немного, скоро всё (т.е. все мои вещи) появится на Литресе. Я заключил с ними договор, в связи с чем на "ничего.ру" кнопка купить и не работает.
[User Picture]
From:ptizagalka
Date:Декабрь 19, 2016 03:12 pm
(Link)
Как скажете))
Хотя, признаться, предпочитаю при возможности переводить деньги лично автору, не спонсируя магазины.
[User Picture]
From:ministrator
Date:Январь 15, 2017 01:45 pm
(Link)
А почему бы магазину «Ничего.ру» не выложить ознакомительный фрагмент?
[User Picture]
From:vitaly_kaplan
Date:Январь 17, 2017 06:00 am
(Link)
Там это невозможно технологически. Движок магазина такой возможности не даёт. Но скоро все мои тексты будут на Литресе.
[User Picture]
From:ministrator
Date:Январь 17, 2017 06:05 am
(Link)
Плохо без бумажных изданий, конечно...
Сайт Виталия Каплана Разработано LiveJournal.com