Виталий Каплан (vitaly_kaplan) wrote,
Виталий Каплан
vitaly_kaplan

Category:

«Ни рыба, ни мясо», или об уровнях условности

Наверное, то, о чём я напишу — с точки зрения филологии и литературоведения банальность. В детстве это у нас называлось «открыть Америку в форточку». Но на открытие я и не претендую.
Просто недавно задумался о прозе реалистической и нереалистической. На первый взгляд всё просто и понятно: есть реализм, есть фантастика (как научная, так и фэнтези), есть литературная сказка. Ясно, чем фантастика отличается от реализма, чем сказка отличается от фантастики.

Но на второй взгляд всё оказывается сложнее — если говорить о реализме. Вот читаешь, например, рассказ Юрия Коваля «От Красных ворот» и понимаешь: никакой это не реализм, хотя абсолютно ничего фантастического или сказочного в нём нет. Я уж не говорю про его же «Самую лёгкую лодку в мире».

Привычный для нас реализм — это когда жизнь показана в наиболее типичных её проявлениях, когда развитие событий происходит по наиболее вероятному сценарию, когда психология героев соответствует обстоятельствам, в которых они оказываются. Реже встречаются «гиперреализм», «турбореализм» и так далее (термины тут неустоявшиеся) — это когда все описанные обстоятельства вполне возможны, но маловероятны, концентрация событий куда более плотная, чем в обыденной жизни, поведение героев контрастирует с обстоятельствами — то есть герои ведут себя как-то странно, нелогично (на самом деле логика там есть, но не сразу заметная).

Но бывает и такая проза, которую очень сложно причислить хоть к типичному реализму, хоть к нетипичному. Вроде бы каждая деталь в принципе возможна, встречается в жизни, но в целом получается какая-то странная, чуть ли не сюрреалистическая картина. Возникает ощущение, что эта проза притворяется реалистической, а на самом деле это... А что? Не фантастика ведь и не сказка. Литература абсурда, вроде рассказов Хармса? Но и абсурдом не назовёшь, явного издевательства над логикой вроде бы нет. А между тем ощущение странного — очень сильно, и может, это ощущение — самое яркое послевкусие от такой прозы.

Это всё была преамбула. Суть «открытия» вот в чём. Когда мы читаем обычную реалистическую прозу, или обычную фантастику, или обычную сказку, у нас подсознательно происходит настройка на некий стандартный уровень условности. Для фантастики свой, для реализма свой... Когда мы на этот уровень настроились — возникают ощущение достоверности происходящего, эффект сопереживания, и так далее. Мы понимаем, чего тут вообще можно ждать, и «когнитивный диссонанс» не бьёт нам по мозгам. (Кстати, возможно, люди, которые на дух не переносят фантастику, просто не могут вот так автоматически настроиться на соответствующий уровень условности, не могут естественным образом принять предложенные правила игры).

Но когда перед нами «странная» проза — то уровень условности, необходимый для вживания в текст, не может быть задан изначально. Он плавающий, и по ходу чтения мы подстраиваем его. Начинаем читать как реализм, но в какой-то момент автоматически подкручиваем до сказки, а потом, скажем, до фэнтези, а потом снова возвращаемся в реализм и плавно переходим в абсурд. Если наше подсознание само, автоматически подстраивает уровень условности, то текст нам нравится, вживание происходит, авторский мессидж улавливается. Если же автоматизма не получается, если крутить настройку приходится в ручном режиме, то, наоборот, возникает раздражение, и в результате — неприятное послевкусие от текста. «Ни рыба, ни мясо».

Речь, понятно, не о том, хорошо это или плохо. Все мы — и читатели, и писатели — разные, одним доступна плавающая настройка, у других уровень условности может занимать только дискретные позиции: «реализм», «сказка», «фантастика», «абсурд». Но хорошо бы это понимать и не отвергать с порога то, на что мы не способны настроить свой личный уровень условности. Равно как и незачем требовать от других, чтобы они вышли за пределы доступного им диапазона восприятия.

«Странная проза» — если понимать под ней прозу, где уровень условности величина переменная — это очень интересный метод писать. Для тех, кто понимает.

Да, кстати: сам я так писать не умею.
Tags: литература, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments