Виталий Каплан (vitaly_kaplan) wrote,
Виталий Каплан
vitaly_kaplan

Categories:

Семеновская командировка

Две недели назад я ездил в командировку, в город Семёнов Нижегородской области. Делал для "Фомы" материал о тамошней православной гимназии. В журнале это, скорее всего, будет опубликовано в феврале 2007 года, а пока я кратко расскажу о поездке. Тут будет много фотографий, но общий их объём - менее полутора мегабайт, так что не бойтесь.



С чего всё началось

Начну с того, что об этой гимназии я знаю уже два года. У нас в "Фоме" есть традиция - устраивать 2 марта праздник журнала, собирать гостей. В прошлом году это у нас проходило в Пушкинском музее, в этом - в Президент-отеле. И к нам среди прочих приезжали ребята из Семёновской гимназии, показывали спектали. В том году это был "Василий Тёркин", в этом - "Ревизор". Очень понравилось, очень это было живо, непосредственно. Немного общался с директором гимназии, Анной Игоревной - произвела приятное впечатление. Нормальный, живой человек, без педагогического футляра и без какой-либо нарочитой "православнутости".

Так созрела идея съездить к ним и сделать большой материал. Поскольку людей у нас немного, это всё откладывалось и откладывалось, пока, наконец, я не решился. Строго говоря, материал о гимназии не совсем по моей части. В "Фоме" я заведую отделом культуры, а гимназия - это в "общество", у нас есть огромный раздел в журнале, называется "Планета людей". Конечно, театральная составляющая гимназии как бы относится к культуре, но детская театральная студия - это всё же не то высокое искусство, о котором полагалось бы писать в "Пространстве культуры". Тем не менее, во-первых, больше ехать было некому, а во-вторых, мне самому хотелось. Особенно учитывая то обстоятельство, что в Нижнем Новгороде у меня живут хорошие друзья и мне хотелось с ними встретиться...

Итак, 6 октября я приехал в Семёнов. Со мною откомандировали и нашего штатного фотографа Женю, потому что моим снимкам пока что далеко до профессионализма. Оказалось, это очень удобно, когда с тобой фотограф. Не надо разрываться между общением с людьми и фотосессией. Тем не менее кое-что я поснимал, и ниже вы это увидите.


В чём тема, брат?

Итак, православная гимназия. Я более-менее представляю, как это словосочетание воспринимается далёкими от Церкви людьми. Есть целый ворох штампов, проистекающих, наверное, ещё от советской детской литературы о дореволюционных временах. То есть - это муштра, это всяческие наказания, это детей насильно заставляют молиться Богу, это зубрёжка и долбёжка, это подавление всего живого и насаждение всяческой мертвечины...

Что такое современные православные гимназии, нецерковным людям известно плохо. Ну, изредка кое-что мелькнёт в прессе... Я и сам до 1995 года понятия не имел, что таковые существуют. А с 95-го по 99-й годы мне самому довелось поработать в православной гимназии. Традиционная гимназия №1, созданная православным братством Во Имя Всемилостивого Спаса. Я там факультативно преподавал информатику. И первое время мне вообще казалось, что я в рай попал. Настолько микроклимат отличался от массовой советской школы, где я ещё в советское время преподавал математику. Учителя, которые любят детей! Дети, которые уважают учителей и стремятся учиться! Дети, которые не травят друг друга! Учителя, между которыми нет грызни! Это же фантастика! Потом я, конечно, увидел и проблемы, в том числе и серьёзные - при всех тех несомненных отличиях от государственных школ. Но общий баланс там был более чем положительным.

Однако не всюду бывает так здорово. Мне приходилось слышать о разных православных гимназиях, в том числе и о таких, где прилагательное "православный" напоминало ту самую дверь, упоминавшуюся в "Недоросле" Фонвизиным. То есть - и лицемерие, и фальшь, и недостойное поведение педагогов, и низкий уровень образования, и проблемы в отношениях, на всех уровнях - дети, учителя, родители... Понятно, отчего такое происходит. Недостаточно назвать школу "православной", чтобы она стала таковой. Нужен и серьёзный профессиональный уровень педагогов, и подлинная, не карикатурная вера. Разумеется, не все их тех, кому хочется, дотягивают. Здесь, кстати, ситуация очень похожа на попытки некоторых "неформальных педагогов" копировать крапивинскую систему. Короче, бывает ламерство. Всюду бывает, в том числе и в православной педагогике.

И вот я ехал в Семёнов, не без тайных опасений: а вдруг там всё окажется гораздо хуже, чем мне изначально представлялось? Вдруг я и там столкнусь с "православным ламерством" - тем более, что всё-таки не столица. Семёнов - маленький провинциальный городок в часе езды от Нижнего. Ну откуда там взяться профессионалам высочайшего класса?


Один день Виталия Марковича

И вот мы с фотографом Женей приехали в Семёнов. Нас на вокзале встретил Дмитрий Викторович Боршняков, зам. директора по внеклассной работе, а также - руководитель театральной студии. А ещё, кстати - муж директрисы, Анны Игоревны. :)

Первое же впечатление от гимназии - уютно. Совершенно не чувствуется никакого казённого духа, не чувствуется, что это "детское учреждение". Что тому причиной? Чистота? Цветы? Иконы? Не знаю. Но всё время было ощущение, что я в гостях у кого-то из друзей, что это дом такой большой. Но - дом, а не контора.

Мы бросили вещи, попили чаю с пирожками и побрели смотреть на детей и на гимназию. А потом уже говорили со взрослыми.

Начали с первого класса. Всего в гимназии семь классов - в 2000 году, когда её основали, набрали первый класс, потом он стал вторым, третьим... теперь уже седьмой. То есть ещё ни одного выпуска не было.

61,54 КБ
Учатся писать палочки.

57,38 КБ
Очень стараются.

Потом мы пошли во второй класс. Какой именно был там урок, я не совсем понял, но разговор шёл о том, кто такой "небесный покровитель".
42,52 КБ
Учительница на детей совершенно не давила, дала им возможность высказать самые разные, в том числе и весьма экзотические версии.

Затем прогулялись мы в ту часть гимназии, которую предстоит отремонтировать. Пока, к сожалению, на это не хватает денег, а время поджимает - из-за наличия неотремонтированных площадей могут начаться сложности с подтверждением лицензии.

39,56 КБ
Вот так это выглядит.

Когда я показывал фотки моим нижегородским друзьям, они были очень удивлены. "Как, это будут ремонтировать? Так это ж нормальное помещение, мы десять лет в таких вот коридорах учились!"

Детям туда ходить не разрешается, но они, конечно, всё равно проникают. Вот что я обнаружил, зайдя в ту полуоткрытую дверь:

58,23 КБ
Хотелось бы ещё что-нибудь узнать про похождения зайцев-гвардейцев.

Затем мы пошли на урок пения. Пение ведёт директриса Анна Игоревна. Седьмой класс с примесью шестого и третьего. "Беловежскую пущу разучивали".

67,74 КБ
Кстати, очень непростая оказалась песня. Особенно для хорового исполнения.

После музыки сходили мы на хореографию. Второй класс занимался. Разучивали они постановку к празднику гимназии (31 октября) - поздравление первоклассников. Музыкально-хореографическая композиция, мелодекламация.

53,63 КБ
Девочки немножко стесняются.

60,73 КБ
Кавалеры приглашают дам. Только они этого ещё не умеют. Дмитрий Викторович (профессиональный хореограф) делится своим опытом.

66,90 КБ
Вот так надо, вот так!

Затем посмотрели мы с Женей, что такое перемена в православной школе. Если вы думаете, что мальчики с девочками чинно ходят парами и поют псалмы под присмотром надзирателя, то сильно заблуждаетесь. Всё несколько иначе.

39,07 КБ
Их пускают побеситься в спортзал. "Только вы мячик оттуда заберите, - сказали третьеклассники Дмитрию Викторовичу, - а то мы опять окна разобьём". Внял, забрал.

52,87 КБ
Бойкую девицу слева зовут Настя Пухова, она третьеклассница. Из тех, что слона на скаку остановит и хобот ему оторвёт. Очень интересовалась, откуда мы приехали и получит ли она номер "Фомы" со своей фоткой. Получит. Такие дамы умеют добиваться своего.

74,46 КБ
А это уже на улице. Они собираются всей гимназией и идут обедать, в столовую другой школы. Своей нет. Неизвестно, хорошо это или плохо. Всё-таки придирки СЭС - страшное дело.
Кстати, тот, который изображает коня, чем-то напоминает мне cmpelok_u в молодости. :)


85,29 КБ
А вот это называется "православная распальцовка".

Мы, само собой, тоже пообедали с народом. Кормят прилично. Это была пятница, в православии среды и пятницы - постные дни, так что без мяса. Зато рыба была неплоха. Я понимаю, конечно, кого-то сам факт, что дети постятся, повергнет в возмущение. А уж то, что перед едой они молятся... Правда, самим детям это всё очень нравится - и молиться перед едой, и после еды хором благодарить Бога. Уж поверьте мне на слово - никакой фальши, никакой принудиловки. Уж что-что, а покричать дети любят. :)

Затем уроки продолжились. Сперва мы пошли в третий класс, на занятие по театральному мастерству. Оказывается, такие уроки проходят в каждом классе, с первого по седьмой. Все дети участвуют в подготовке спектаклей, причём каждый в идеале должен уметь играть не только свою роль, но и другие.

66,79 КБ
Дмитрий Викторович играет с ними в игру, развивающую память и внимание.

Потом я разговаривал с детьми. Интересовался, чем, по их мнению, отличается православная гимназия от обычной школы, не дразнят ли их дети из обычных школ, насколько интересна им "театральная составляющая" обучения, собираются ли они и дальше этим заниматься.

19,74 КБ
Вот это шестиклассник Данила Пузнаев. Считает, что в гимназии всё лучше, чем в массовой школе. "Обычные" дети их не дразнят - напротив, уважают. В "Ревизоре" он играл Почтмейстера. Почти каждый раз, когда выступает, ему страшно - но он старается забыть об этом, представляя себе, что сейчас не премьера, а репетиция. Репетиций он не боится, хотя иногда, признаёт, ходить туда лень - футбол, книжки и прочие отвлекающие факторы.

18,21 КБ
А это - Людмила Рацюк. Она с Украины. Её родители специально перебрались из Украины в Россию, услышав об этой гимназии. Продали квартиру, переехали в Семёнов. Тогда Люда была второклассницей, сейчас она в седьмом. Любит петь и танцевать. Ей нравятся биология, литература, языки. А вот алгебра ей тяжеловата. Играла в спектакле "Аленький цветочек" среднюю сестру. Когда вырастет, хочет стать врачом.

45,80 КБ
Вот этот молодой человек, Денис Петров, учится в седьмом классе. В гимназии, говорит он, жизнь спокойнее, чем в обычной школе. Тут нет драк, нет скандалов. Театральная деятельность ему нравится, потому что это пригодится во взрослой жизни. Денис собирается стать дипломатом. В гимназии ему нравится всё, кроме одного - мало уроков физкультуры. А ему бы хотелось гораздо больше. Он ведь футболист.

35,23 КБ
Его зовут Павел Назаров. Очень бойкий шестиклассник, хотя на большой сцене иногда стесняется выступать. Но преодолевает. "Надо - и всё!". Когда вырастет, хочет стать военным. Но в воинских частях всё равно будет играть в спектаклях.

С Пашей Назаровым я говорил уже после урока Закона Божиего в их классе. А вот и сам урок:

53,45 КБ
Урок как урок, только вот тема - Благовещение. Почему Дева Мария согласилась стать матерью Бога? Могла ли Она отказаться? Да, могла...

Ведёт урок духовник гимназии, протоиерей Игорь Иудин. Настоятель Семёновского храма Всех Святых. Собственно, он и создал эту гимназию. Сперва несколько лет у них была воскресная школа, а потом, с подачи тогдашнего нижегородского архиерея, покойного митрополита Николая, открыли и гимназию.

87,25 КБ
Закон Божий - это, оказывается, не только теория. Тема сегодняшнего урока - развитие силы воли. Я сидел на задней парте и думал - а в массовой школе хоть где-нибудь, хоть на каком-то предмете детям об этом говорят? Пускай и не в православной перспективе, пускай чисто светски - но объясняют ли им элементарные основы психологии? Учат ли их, как развить волю, объясняют ли, как возникают у человека привычки, где проявляется его свобода, а где - инстинкты и следование стереотипам?

40,97 КБ
Это уже седьмой класс. Тоже Закон Божий. Отец Игорь умеет и говорить, и слушать.

Вот смотришь на этого пожилого батюшку - и трудно поверить, что человек окончил Консерваторию по классу скрипки, долгое время был музыкантом, потом получил вторую профессию, заочно окончил текстильный институт в Москве, стал конструктором-технологом, руководил техникумом. А священником стал поздно, в 54 года. И сразу - в Семёнов, поднимать храм из руин. А руины были такие... берёзовая роща на развалинах выросла. Ничего, справился.

86,82 КБ
Вот он утром следующего дня, с супругой, матушкой Людмилой на пороге собственного дома. Мы с Женей у них ночевали. Более гостеприимных людей я, похоже, не встречал. Нам с собой подарков надавали - банки с мёдом (местная пасека) и клюквой (матушка Людмила собирала на болоте).

Весь вечер ушёл в долгих беседах с Анной Игоревной, Дмитрием Викторовичем и отцом Игорем. Я не буду сейчас подробно их пересказывать - об этом читайте в "Фоме". Просто упомяну несколько интересных фактов. Обсуждали мы проблемы - и внешние, и внутренние.

Оказывается, гимназия содержится исключительно на деньги прихода (иногда помогает епархия). От государства - ни копейки. Несколько лет назад негосударственные школы получали частично финансирование из бюджета, но потом это прикрыли. А ведь родители этих детей честно платят налоги... Порой приходится побираться по местным коммерсантам. "Каждый год мы боимся, - говорит Анна Игоревна, - что он станет для нас последним". Но вот уже седьмой год как-то держатся. И уровень образования на порядок выше, чем в прочих семёновских школах (их четыре). Гимназисты регулярно берут первые места на районных олимпиадах. Помимо общеобразовательных предметов и "церковных" - ещё и греческий язык, и латынь (преподаватель ездит из Нижегородского университета). Ну и, понятно, хореография, театральное искусство. В приходе есть военно-патриотический клуб, там пацаны-гимназисты осваивают единоборства. Иногда это искусство им пригождается - бывает, что шпана и задирает. Не за православие - просто шпана есть шпана. Но наши отбиваются. Эти дети знают, когда подставлять правую щёку, а когда бить с ноги.

А из внутренних проблем самая серьёзная - это отношения с родителями. Вопреки распространённому заблуждению, большинство родителей - люди не воцерковленные. Да, они православные, они изредка заходят в храм, они со всем соглашаются на собеседовании (детей в гимназию принимают после собеседования). Однако на деле выходит, что для них главное - это высокий уровень преподавания и человеческие отношения в школе. А собственно православная составляющая им не слишком интересна. Плоды православия им нужны, а корни - нет. Поэтому сплошь и рядом возникают ситуации, когда в гимназии от детей требуют одно, а в семье - совсем другое. В гимназии запрещён мат - а дома родители говорят ясно как. В гимназии детей приучают к правдивости - а дома родители лгут детям, лгут при детях. В гимназии дети соблюдают посты - а дома этими "православными закидонами" не заморачиваются. В итоге - серьёзная опасность фарисейства. С родителями, конечно, работают, но проблем там ещё море. Кстати, бывало там и так, что родителей к вере приводил ребёнок. Глядя на него, те и сами начинали интересоваться православием, а затем втягивались.

...О многом я не упомянул - либо отложил до большого материала, либо просто забыл. Но в этот день у меня было редкое, полузабытое уже ощущение - что я прислонился к чему-то большому и светлому. Уж простите за банальность фразы. Такой вот это островок в нашем болоте... И островок не единственный. Хотя грязи, конечно, всё равно больше - если считать арифметически. Но, впрочем, есть и другая математика. Высшая...



А фотоотчёт о двух днях в Нижнем Новгороде будет позже.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments